Логопункт
Задачи логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
1.Формировать у детей
- умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
- фонематическое восприятие и развивать слуховой контроль.
- предпосылки письменной речи.
2.Совершенствовать лексико - грамматические средства языка.
3.Развивать навыки связной речи .
Целевые ориентиры.
В конце обучения ребенок должен приобрести следующие умения и навыки:
- Правильное звукопроизношение;
- Сформированное фонематическое восприятие (способность к анализу и синтезу,дифференциации);
-Способность к связному грамматически правильно оформленному высказыванию;
-Умение образовывать грамматические категории .
Направления работы
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения, направление в центр диагностики, для определения образовательного маршрута.
2.Коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Расписание занятий. 16 часов в неделю
Понедельник |
1.Коррекция звукопроизношения. Индивидуальные занятия. 2.Подгрупповые занятия. Формирование лексико - грамматических средств языка. |
Вторник |
1.Коррекция звукопроизношения. Индивидуальные занятия. 2.Подгрупповые занятия по автоматизации звука. |
Среда |
1.Коррекция звукопроизношения. Индивидуальные занятия. 2.Развитие фонематического восприятия. Подгрупповые занятия. |
Четверг |
1.Коррекция звукопроизношения. Индивидуальные занятия. 2.Формирование лексико – грамматических средств языка. Подгрупповые занятия |
Пятница |
1.Коррекция звукопроизношения. Индивидуальные занятия. 2.Развитие фонематического восприятия. Подгрупповые занятия. 3.Консультации для родителей |
План работы учителя – логопеда с детьми
Виды работ |
Возрастная категория |
Способ проведения, сроки |
Формирование лексико –грамматических средств языка |
Старшие, подготовительные группы |
Индивидуально, подгруппы. В течение года |
Развитие связного высказывания |
Старшие, подготовительные группы |
Индивидуально, подгруппы. В течение года |
Коррекция звукопроизношения |
Старшие, подготовительные группы |
Индивидуально . В течение года |
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия |
Старшие, подготовительные группы |
Индивидуально, подгруппы. В течение года |
Комплексное обследование речи |
Подготовительные, старшие, средние, младшие группы |
сентябрь, май по мере поступления детей, по запросам педагогов и родителей |
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей. Данный вид работы включает в себя:
-выработку обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с речевыми нарушениями .
- консультирование педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с речевыми нарушениями;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с речевыми нарушениями;
4.Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с речевым развитием, путями преодоления речевых нарушений, их профилактики. Она предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности.
Характеристика контингента воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи:
Дети, прошедшие городскую ПМП комиссию, не устроенные в группы компенсирующей направленности, дети 5-7лет с фонетико и фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, реализовываются на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с уровнем сформированности того или иного речевого компонента.
Подгрупповые занятия для детей приоритетно ориентированы на формирование лексико – грамматических средств языка, фонетико – фонематической базы и проводятся 2 раза в неделю в течение 20-25 минут.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми.
Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Обследование динамики речевого развития детей.
Обследование речевого развития осуществляется два раза в год, в начале и конце года.
Обследование затрагивает все компоненты речи: лексика, связное высказывание, грамматический строй, фонематическое восприятие. Данные параметры исследуются с применением методик обследования речи составленные Арушановой Р., Даскаловой Ф.Р., Яшиной В.И., Юртайкиной К.М., Стребелевой.
Программно – методическое обеспечение
Возрастная группа |
Методические пособия |
Старший дошкольный возраст (5-7лет) |
«Уроки логопеда» Е. Косинова , М.,2011г. |
.А.Алифанова «Логопедические упражнения в рифмах» ,Москва,2000г. |
|
В.И.Селиверстов «Практикум по дошкольной логопедии»», Просвещение»,М,1988г. |
|
Л.Н.Зуева «Логопедия для дошкольников , М.,2001г. |
|
М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М. «Просвещение»,1981 |
|
Коноваленко В.В., Конаваленко С.В. «Домашняя тетрадь для закрепления звуков» |
|
Баскакина И.В. Лынская М.И. «Популярная логопедия» |
|
Цуканова С.П. , Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и писать», |
|
Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей» |
|
Т. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» |
|
Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» |
|
Э.М. Курицына ,Л.А. Тараева «Игры на развитие речи» |
|
Н.И. Нищева «Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей для детей ср. и ст.дошкольного возраста» «Учимся по сказке»- игры ,занятия с детьми. |
|
В.С. Володина «Альбом по развитию речи» |
Программа занятий
Обследование детей осуществляется с 01.09-15.09, а так же в течение учебного года по мере необходимости. Зачисление в логопедический пункт Учреждения осуществляется на основании заключения городской ПМП комиссии.
Основные задачи логопедического пункта:
-осуществление диагностики речевого развития;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а так же индивидуально-личностных особенностей ребенка;
- оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с различными формами речевой патологии;
- оказание консультативной помощи в осуществлении коррекционной работы с детьми, педагогическими работниками образовательного учреждения и родителям (законным представителям) воспитанников, пропаганда среди них логопедических знаний;
-предупреждение нарушений письменной речи;
-воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника